gis@smartms.org
59° 58’ 25’’N 30° 20’ 01’’E
КГИС: есть ли верный маршрут?
Корпоративная ГИС
Независимо от того, какой из путей создания корпоративной ГИС (КГИС) вы выбираете (эволюционный или революционный), вам потребуется многое анализировать - и до начала работ, и продолжать этим заниматься во время промышленной эксплуатации системы.

Основные этапы создания КГИС стандартны, как и при работе над любой информационной системой. Наличие географической части не является чем-то специфическим в плане организации работ:
  • разработка требований к системе (сбор пожеланий и их правильная приоритезация)
  • проектирование (хорошо, когда уже на этом этапе составляются сценарии тестирования)
  • реализация (обычные рабочие будни)
  • тестирование (главное - внимательность к деталям)
  • внедрение (последний рывок… и после него путь начинается снова - всегда же хочется что-то улучшить и добавить)
Мы не хотим сейчас говорить о понятных вещах. Давайте рассмотрим лишь моменты - на них мы заостряем внимание при разработке своих решений.

Каков он, идеальный мир? (этап разработки требований)
Считаем, что лучше сразу собрать максимальное количество желаний для будущей системы: какие задачи она должна помогать решать, с какими данными работать, кто с этими данными сможет работать и как, и т.д.. Разговаривайте как можно с большим количеством потенциальных пользователей - не ограничивайтесь только руководителем внедрения.
Получив такое множество разноплановых идей, можно лучше понять, что именно компания ожидает от будущей системы.
Да, не все пожелания будут учтены в конечной реализации - но они помогут шире посмотреть на реальные потребности и спланировать дальнейшее масштабирование системы.

Показывать всё сразу или по кусочкам? (этап реализации)
Мы выбираем совместную с заказчиком работу, не держим за семью дверями разрабатываемое решение. Так можно сразу понять, в правильном ли направлении движемся. И чем раньше выявится проблема - функция работает не так или, наоборот, разрабатываемый кусочек стал совсем неактуальным - тем будет дешевле её исправление.
Не надо бояться показать заказчику частично готовый вариант - такой метод позволяет будущим пользователям стать частью команды по созданию своего же продукта.

Нет предела совершенству? (этап реализации)
Такой предел есть. Конечно, всегда хочется что-то улучшить и добавить каких-то новых штучек. Но многие из таких улучшений не возымеют никакого эффекта для конечных пользователей и лишь впустую растратят ресурсы команды разработки.
Как же понять, где проходит грань между полезными и излишними улучшениями? Можно составить на этапе проектирования список приоритетов и регулярно сверять с ним новые появляющиеся пожелания. Это помогает держать в фокусе основной маршрут к внедрению корпоративной ГИС, не отвлекаясь на второстепенные цели.
И чтобы не потерять интересные дополнительные решения, просто нужно записать их в список для дальнейшего развития системы. Практически всегда после введения в эксплуатацию есть необходимость развивать систему. И как раз тут и потребуются эти “отвергнутые” ранее идеи. Они уже будут зафиксированы и не потребуют дополнительного времени для их сбора. Вуа-ля! Можно сразу начинать анализ дальнейшего развития.

Будет ли процесс легким? (все этапы)
Нет, не будет. Особенно, если компания не готова к формализации своих рабочих процессов.
Нелегко будет всем участникам - начиная от бизнес-аналитиков и заканчивая конечными пользователями. Этого не надо бояться - просто признайте этот факт и спокойно двигайтесь вперед.
  • Бизнес-аналитики будут страдать, так как им потребуется изымать из сотрудников знания о процессах работы. А эти знания извлекаются, как правило, с трудом.
  • Инженеры системы будут ломать голову в попытках собрать и увязать всё необходимое в рамках единой архитектуры.
  • Разработчики… им надо будет суметь ограничить поток новых идей, пока не реализовано уже запроектированное. Ведь заказчик и инженеры уже освободятся от первой волны мучений и начнут генерировать идеи по улучшениям и оптимизации - поверьте, эта феерия идей возникает легко и непринужденно.
  • Пользователям будет сложно на первых порах привыкнуть к новой системе. И это абсолютно нормально. Можно провести интересную экскурсию по готовому решению.
Казалось бы, зачем тогда это всеобщее страдание? Каждый раз, когда вы будете задаваться таким вопросом - вспоминайте о том самом идеальном мире, о котором шла речь в начале пути. Именно ради него мы и преодолеваем все препятствия.

Отвечая на вопрос в заголовке, можно сказать, что верный путь есть всегда. Не всегда он одинаков для каждого случая. Важно осознанно относиться к потребностям пользователей будущей системы и суметь посмотреть на задачу создания корпоративной ГИС с разных сторон. В этом случае вероятность создания эффективной системы повышается.

Примером такой реализации для нас является КГИС РОСИНЖИНИРИНГ.
Заинтересовал проект?
Сделаем такой же для вас!