gis@smartms.org
59° 58’ 25’’N 30° 20’ 01’’E
Геология в 3D (пример)
Модели территорий
Некоторое время назад мы работали с материалами инженерно-геологических изысканий. На тот момент мы создавали ГИС-проект “Интерактивный архив выполненных работ”, где сотрудники компании могут найти информацию обо всех проведенных инженерных изысканиях на разных территориях.
Но, помимо сбора всей информации в ГИС-систему, мы решили поэкспериментировать с представлением этой информации. “Что может получиться, если посмотреть на исходные материалы под другим углом и собрать из “плоских” чертежей общую модель?” - подумали мы... и приступили к обработке.

Характерной особенностью материалов инженерных изысканий в проектных организациях является то, что в подавляющем большинстве - это чертежи, выполненные средствами продуктов Autodesk.
Для нас это означает, что перевести данные в ГИС-объекты с качественным повышением информативности легко и просто не получится. Конечно же, создать на основе dwg-файлов пространственные объекты не сложно - в ГИС существует достаточно инструментов конвертации: как готовых, так и тех, что можно настроить самим с учетом специфики работ. Но основная проблема по переводу материалов в ГИС-формат - это атрибутивная информация, которую приходится буквально по крупицам собирать из чертежей и сопроводительной документации.

Итак, на входе у нас комплект чертежей, где имеются карта фактического материала и листы с геологическими разрезами. Все данные представлены только в плоскости координат XY.
Процесс конвертации в ГИС:
  • формирование пространственных объектов из карты фактического материала: перенос устьев скважин, расположения поверхностных точек наблюдения и точек геофизических наблюдений, линий геологических разрезов;
  • дополнение объектов описательной информацией и “привязка” значимой сопроводительной документации;
  • создание из устьев скважин 3D-представления стволов скважин на основе внесенной атрибутивной информации (в нашем примере скважины оказались все вертикальными, что позволило сократить время на обработку данных инклинометрии);
  • создание 3D-представления геологических разрезов. И вот этот пункт заставил потрудиться. Помимо того, что чертежи потребовалось перепроецировать, чтобы из плоскости XY они стали располагаться в пространстве XYZ, так часть разрезов имеет ломаную форму (хотя в плоском чертеже самих разрезов этого не видно) - необходимо соответствующим образом пересчитать все границы грунтов. Также следовало помнить, что обычно для геологических разрезов вертикальный и горизонтальный масштабы не совпадают - этот факт влияет на конвертацию в 3D-модель. И, конечно же, для корректной сборки полигонов по границам грунтов требуется привести все линии к топологически правильным - убрать все разрывы и лишние “хвосты”.

Пример одной из полученных геологических моделей можно увидеть по ссылке (в данном случае мы используем CityEngine Web Viewer для отображения 3D-данных).

Здесь представлена простая 3D-модель территории на основе материалов изысканий. Тем не менее, даже такой вариант дает более полное представление об участке, так как все данные по строению грунтов (геологические разрезы) представлены в одном месте. Пользователю нет необходимости сопоставлять у себя в голове взаимное расположение разрезов и участков с разным грунтом с их характеристиками (которые обычно находятся отдельно в экспликации).
Использование интерактивной модели позволяет намного легче изучать ваш объект, т.к. вся необходимая информация находится на расстоянии буквально одного клика.
Заинтересовал проект?
Сделаем такой же для вас!