gis@smartms.org
59° 58’ 25’’N 30° 20’ 01’’E

Зоны доступности в пространственном анализе

Аналитика

При выполнении работ, связанных с анализом территории или оценкой местоположения конкретного объекта, мы всегда проверяем доступность исследуемой локации. И здесь в полной мере проявляются возможности геоинформационных систем. Казалось бы, что тут сложного: обвести наш объект окружностью с заданным радиусом, например, 2 км. Однако, это всего лишь один вариант зоны доступности – по расстоянию (этот метод для анализа местоположения применяется редко). В большинстве же исследований мы рассматриваем зоны доступности по времени.

Зоны доступности по времени или изохроны используются достаточно давно. Ещё в 1881 году английский исследователь и географ Сэр Френсис Гальтон (Sir Francis Galton) представил карту продолжительности путешествия из Лондона в различные уголки Земли (Isochronic Passage Chart For Travellers):
Карта продолжительности путешествия из Лондона в различные уголки Земли - Isochronic Passage Chart For Travellers

Современные инструменты значительно автоматизировали процесс и позволяют строить изохроны буквально «на лету».

Зоны автомобильной и пешеходной доступности при анализе конкурентной среды:

Зоны автомобильной и пешеходной доступности при анализе конкурентной среды

Зоны автомобильной и пешеходной доступности являются основой для формирования важнейшей для любого коммерческого объекта характеристики - зоны охвата. Если зона доступности - территория, жители которой потенциально готовы посетить исследуемый объект, то зона охвата учитывает конкурентное окружение и многие другие факторы. Население зоны охвата скорее всего предпочтёт посетить именно исследуемый объект, это – наши наиболее вероятные клиенты.

Зоны транспортной и пешеходной доступности могут настраиваться довольно гибко. Если использовать в качестве параметра при построении зоны не время поездки к нужной точке, а время поездки из этой точки, то мы получим территорию обслуживания. Она используется для выбора оптимального местоположения пиццерии или центра развозки товаров. Более сложные варианты позволяют учитывать не время, а стоимость поездки – для ряда случаев этот фактор более важен.

Инструменты построения зон имеют массу предустановленных сценариев. Вот некоторые из них:

  1. пешком,
  2. общественным транспортом,
  3. личным транспортом,
  4. грузовым автомобилем.

Как же работают системы и инструменты построения зон доступности? Основой всех расчётов являются графы дорожных сетей. Это – векторные данные, состоящие из линий и узлов, поддерживающих топологическую связанность. Кроме того, для каждого сегмента такой сети вводятся дополнительные характеристики, которые могут использоваться при построении зон доступности. Участок дороги, отмеченный, как платный, может быть исключён при построении зоны автомобильной доступности (опция «избегать платных дорог»). Также можно не включать в расчёт паромные переправы, железнодорожные переезды и иные нежелательные участки. Однако, самой эффектной, на наш взгляд, является возможность использовать статистику по загруженности магистралей. Это позволяет строить зоны доступности для конкретного времени и дня недели. Зона 10 минутной автомобильной доступности для вечера пятницы и утра воскресенья будет существенно отличаться. Это похоже на работу привычного всем нам автомобильного навигатора. И действительно, ведь в его основе те же самые инструменты пространственного анализа, только настроенные на прокладку маршрутов.

Мы, как эксперты в области ГИС, создаём и настраиваем графы дорожных сетей и маршрутов, но делаем это, в основном, для собственных проектов навигации (в том числе и внутри зданий). Понимая трудоёмкость такой работы, для проектов пространственного анализа, мы предпочитаем использовать готовые онлайн инструменты и сервисы построения зон с включёнными данными по дорогам России и мира. Например, облачная платформа ArcGIS Online (arcgis.com), используя дорожные данные HERE, позволяет строить зоны доступности как в веб приложении, так и в настольном приложении ArcGIS for Desktop.

ArcGIS Online. Построение зон транспортной доступности - настройка создания области времени в пути

ArcGIS Online. Построение зон транспортной доступности

Конечно, большинство сервисов построения зон доступности являются платными. И это вполне объяснимо – за удобными и быстрыми инструментами стоит труд разработчиков и поставщиков данных. И у нас, специалистов в области геоинформационных систем, всегда есть выбор: готовить для работы собственные данные или использовать быстрые онлайн сервисы.

Работа с зонами транспортной доступности помогает бизнесу лучше понять свою аудиторию, точно спланировать стратегию оптимизации или развития, а также выявить скрытый потенциал или риски конкретной локации. Имея опыт реализации проектов в различных отраслях, наша команда готова помочь в задачах пространственного анализа и оценки местоположения.

Заинтересовал проект?
Сделаем такой же для вас!